День российской науки

У отечественной науки долгая и славная история, богатая яркими событиями и легендарными именами. Наши ученые внесли и продолжают вносить огромный вклад в мировое научное наследие.
Этому празднику и было посвящено занятие внеурочной деятельности по биологии в 9-х классах, которое подготовила и провела Марченко Л.М.
Прежде всего, Людмила Михайловна познакомила учащихся с выдающимися российскими биологами и их открытиями, а также отметила, что среди выпускников нашей школы есть те, кто достиг уже определенных успехов в науке. Многие из них являются кандидатами медицинских, биологических или химических наук, работают преподавателями в ведущих ВУЗах страны, возглавляют научные лаборатории и клиники, имеют печатные работы по своим исследованиям в крупных международных научных журналах.
И это говорит о том, что наука не где-то далеко, она рядом с нами, и ею занимаются обычные люди, когда-то тоже учившиеся в школе. Но стать ученым можно, только обладая пытливым умом, наблюдательностью, терпением и усидчивостью, умением ставить цели и достигать их. И, конечно же, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, причем, не только в области одной науки. Например, современная биология очень тесно связана с химией, физикой, географией, математикой и даже информатикой. Так что путь в науку непростой, долгий и кропотливый, а берет он своё начало еще в школе.
Во время практической части занятия учащиеся отрабатывали навыки работы с микроскопом, рассматривая препараты кожицы листьев комнатных растений, полученных с помощью научного метода Н.А. Анели, изучили строение пуховых и контурных перьев птиц.
Познакомились с новой для себя наукой дерматоглификой и одним из её методов - дактилоскопией. Узнали, как много сведений о человеке содержат отпечатки пальцев, и где это метод находит применение. С большим удовольствием ребята учились снимать отпечатки, рассматривали их под цифровой лупой, сравнивали, и немного почувствовали себя в роли экспертов-криминалистов.
Работая с цифровой лупой, ребята с удивлением обнаружили, как необычно выглядят при увеличении красные водоросли и лишайники, кусочки необработанного дикого янтаря. В одном из кусочков можно было увидеть (или хотя бы предположить) насекомое и травинки, попавшие в янтарь еще 40 млн лет назад.
А еще нам удалось сделать небольшое открытие: на листьях папоротника нефролеписа на самых кончиках были какие-то коричневые пятна, казалось, что листья засыхают. А оказалось, что это сорусы необычной формы и расположения (совсем не такие, как у других папоротников), и в них уже созрели и начали высыпаться споры. То есть папоротник среди зимы начал размножаться, что говорит о его тропическом происхождении.
Вот сколько интересного и нового узнали ребята на этом занятии. И кто знает, может среди них будет тот, кто проложит свой путь в науку.